Член в Украине IAPA (Международная Ассоциация Профессиональных Бухгалтеров)

Аудит в Украине

ул. Дегтяревская, 33А,
7 этаж,
03057, Киев, Украина.

Tel.: +380 (44) 467 6353

Аудит в Украине: развитие, проблемы и перспективы

Развитие украинского аудита

Правовые основы аудиторской деятельности в Украине определяет Закон Украины «Об аудиторской деятельности». Согласно этого Закона аудит в Украине может проводиться исключительно сертифицированными аудиторами. Сертификация аудиторов проводится Аудиторской палатой Украины.

Аудит в Украине является сравнительно новым видом деятельности и потому, процесс его развития сопровождается возникновением проблемных вопросов, которые обусловлены влиянием целого ряда факторов и обстоятельств: несовершенство законодательства Украины, регулирующего аудит, незначительный практический опыт, отсутствие методик по проведению и документированию процессов аудита.

В настоящее время, в Украине аудит финансовой отчетности развивается ускоренными темпами. Так, начиная с 2004 года, аудит финансовой отчетности проводится в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), которые приняты в качестве Национальных стандартов аудита. Все аудиторы должны придерживаться Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принятого Международной Федерацией Бухгалтеров.

Аудиторские фирмы в Украине должны внедрить у себя систему внутреннего контроля качества аудиторских услуг. Начиная с октября 2008 года, Аудиторская палата Украины проводит проверки контроля качества в аудиторских фирмах на соответствие Международным стандартам контроля качества.

^ Вернуться к началу обзорной статьи «Аудит в Украине»

Основные проблемы развития аудита

Не смотря на такое бурное, а порой опережающее развитие, в Украине развитию аудита препятствует отсутствие "социального" заказа на качественный аудит (прежде всего со стороны собственников, фондового рынка и финансовых учреждений) и отсутствие обязательного аудита финансовой отчетности для непубличных компаний (кроме финансовых) вне зависимости от оборота. Таким образом, рынок аудита в Украине сравнительно небольшой при большом количестве субъектов аудиторской деятельности. Такая ситуация порождает множество негативных явлений на рынке, начиная с демпинга и заканчивая полной потерей независимости аудиторами от немногочисленных клиентов, что зачастую не позволяет полагаться на аудиторские отчеты, особенно в совокупности с качеством ведения бухгалтерского учета в Украине.

Отсутствие практического опыта аудита финансовой отчетности, непонимание целей и задач независимого аудита (большинство аудиторов и клиентов под аудитом понимают проверку полноты уплаты налогов и сборов, так называемый "налоговый" аудит) и тесный рынок приводит к тому, что аудиторские фирмы берутся за аудиторские задания, которые не могут выполнить из-за недостатка ресурсов, знаний и опыта (особенно это касается аудиторских заданий, связанных с Международными стандартами финансовой отчетности или корпоративной отчетностью). Даже обращение в аудиторскую фирму, являющуюся членом международной сети, не является гарантией, что услуги будут предоставлены качественно.

Другой важной проблемой является украинская версия системы контроля качества аудиторских услуг. Построенная система контроля качества во многих аудиторских компаниях доведена до абсурда, при чем зачастую не по вине самих аудиторских компаний, а из-за требований контролирующих Аудиторской палаты Украины (АПУ). Само по себе соблюдение Международных стандартов аудита и контроля качества не простая задача для аудиторских компаний во всем мире. Так, при опросе, проведенном Международной Федерации Бухгалтеров в 2014 году, 59% аудиторских фирм в мире среди существенных проблем указали на сложности с соблюдением стандартов. В Украине АПУ довел формализм "соблюдения стандартов", иначе говоря внутреннего контроля качества до абсолютизма (по мнению АПУ, форма всегда преобладает над сутью), при этом практически не помогая аудиторским фирмам в реализации разумной системы внутреннего контроля качества аудиторских услуг (т.е. разработку образцов различных документов, руководств по внедрению и т.п.), как это принято за рубежом.

В Украине абсолютно другой уровень рыночного развития, потребностей компаний, пользователей отчетности, источников финансирования, и при этом 99.9% компаний - это по международным меркам малые и средние предприятия (МСП) с оборотом всего лишь до 100 млн.долларов США и численностью работников до 1000 человек, при чем большая часть компаний - это вообще микробизнес. То есть применение Международных стандартов аудита (которые в полном объеме должны применяться для аудита финансовой отчетности международных корпораций с капитализацией в миллиарды долларов, с численностью персонала в десятки, а то и сотни тысяч человек, которые привлекают средства на мировых фондовых площадках или от крупных инвесторов, и которые проверяют команды из сотен аудиторов и их помощников) в Украине без учета масштабов клиента и аудиторской фирмы, реальных потребностей клиента и с полным документированием даже неприминимых в Украине процедур ради самого документирования - это гипертрофированный формализм.

Таким образом, такой гипертрофированный формализм сказывается на качестве аудиторских услуг, но в обратную сторону - трудоёмкость аудита неоправданно завышена в несколько раз, соответственно, прибыль аудиторских компаний падает вместе с продуктивностью труда аудиторов, их зарплатой и, естественно, их квалификацией, ухудшением материально-технического обеспечения аудиторских фирм, отсутствия инноваций, что все вместе способствует еще большему падению качества аудита и монополизации рынка аудиторскими фирмами, достигнувшими высот в формализме (однако, далеко не всегда в качестве), во всяком случае обязательного аудита.

При такой ситуации на рынке аудита, аудиторским фирмам как правило не до интересов и потребностей клиента.

Тем не менее, компании могут значительно снизить риски некачественных аудиторских услуг, если при выборе аудиторской фирмы основными критериями будут не цена и сжатые сроки, а понимание аудиторами целей и задач задания, наличие у аудиторов практического опыта и знаний и ориентация прежде всего на реальное качество проведения аудита, обзорной аудиторской проверки или финансового Due Diligence.

В целом же, аудит в Украине требует фундаментальных реформ, при которых бы требования к аудиторской деятельности органически соответствовали (дифферинцировано) требованиям экономики Украины и масштабу субъектов.

^ Вернуться к началу обзорной статьи «Аудит в Украине»

Использование украинскими аудиторскими фирмами международного опыта

Существенное влияние на развитие аудита в Украине и качество предоставления профессиональных аудиторских услуг является участие аудиторской фирмы в международных аудиторских объединениях. Как правило, для вступления в международное профессиональное объединение от аудиторской компании-кандидата требуется подтвердить соответствие множеству критериев, установленных международным объединением для своих членов. Такие критерии, как правило, включают наличие системы внутреннего контроля качества для всех видов оказываемых аудиторских услуг, системы информационной безопасности, прозрачной и действенной кадровой политики, опыта оказания профессиональных услуг международным компаниям, высокого уровня имиджа и репутации, обученного персонала и т.д.

Все профессиональные международные аудиторские объединения (организации) делятся на следующие формы:

  • международные аудиторские сети;
  • международные аудиторские ассоциации;
  • международные альянсы фирм.

Во всех случаях каждая аудиторская компания - член международного объединения является независимой аудиторской фирмой от такой организации.

Международные аудиторские сети отличаются наличием общих политик, методик, подходов и процедур аудита, которые обязательны для внедрения в каждой аудиторской фирме-члене. Благодаря этому в идеале достигается высокая стандартизация оказываемых профессиональных услуг вне зависимости от страны. И если у больших аудиторских сетей такая стандартизация получается более успешно, то у меньших международных аудиторских сетей стандартизация достигается хуже и в целом они больше похожи на международные ассоциации. Как правило, члены международных сетей используют общее наименование.

Часто аудиторские фирмы, которые входят в международные аудиторские сети, называют "международные аудиторские компании".

В соответствии с исследованием, проведенным Международной Федерацией Бухгалтеров (МФБ) в начале 2016 года, членами международных аудиторских сетей являются 11% всех аудиторских и бухгалтерских фирм в мире.

Международные аудиторские ассоциации являются профессиональными объединениями, где каждой аудиторской компании дана свобода в реализации политик и процедур на основе местной специфики каждой страны. Общие политики, методики, подходы и процедуры аудита имеют рекомендательный характер и предлагаются в порядке обмена опытом. Тем не менее, международные аудиторские ассоциации требуют от своих членов соответствие профессиональной практики аудиторской фирмы международным стандартам. Каждый член международной аудиторской ассоциации пользуется собственным наименованием.

В соответствии с исследованием, проведенным МФБ в начале 2016 года, членами международных аудиторских ассоциаций являются 10% всех аудиторских и бухгалтерских фирм в мире.

Международные альянсы фирм объединяют не только аудиторские и бухгалтерские фирмы, но и юридические, риэлторские, финансовые, доверительные, адвокатские и другие фирмы с целью предоставления комплекса услуг "из одних рук" на международном рынке путем рекомендаций друг друга клиентам.

В соответствии с исследованием, проведенным МФБ в начале 2016 года, членами международных альянсов фирм являются 7% всех аудиторских и бухгалтерских фирм в мире.

Участие аудиторской компании в любой форме международных объединений позволяет компании перенимать международный опыт и получить доступ к уникальным разработкам и ресурсам объединения, что влечет к повышению качества оказываемых профессиональных аудиторских услуг.

^ Вернуться к началу обзорной статьи «Аудит в Украине»

Украинский аудит

Фактически рынок аудита в Украине состоит из трёх независимых частей: рынка обязательного аудита, рынка «международного» аудита и рынка налогового аудита.

1. Рынок обязательного аудита.

За исключением банков и небанковских финансовых учреждений (страховых, лизинговых компаний, инвестиционных фондов и пр.), обязательный аудит – это формальность. Как правило, заказчики не заинтересованы в достоверности финансовой отчетности, по отношению к заказчикам нет никаких материальных финансовых санкций, как следствие, и аудит такой финансовой отчетности - формальность.

При отсутствии фондового рынка, инвестиций или требований кредиторов для получения финансовых или товарных кредитов, т.е. заказчиков, которых действительно интересует финансовое состояние и результаты деятельности, обязательный аудит будет оставаться формальностью. И не смотря на тот факт, что АПУ проводятся проверки контроля качества прежде всего аудиторских фирм, которые проводят обязательный аудит, этот контроль качества соблюдения «формальностей» споткнулся о реалии «формального» обязательного аудита и реально влияет лишь на передел этого рынка в пользу больших игроков – некоторых украинских аудиторских фирм. Аудиторская палата своими резкими и быстрыми действиями привела рынок обязательного аудита к высокой концентрации и монополизации, фактически при том же качестве самого «обязательно-формального» аудита.

2. Рынок «международного» аудита

Аудит в Украине

Фактически это рынок классического аудита, когда аудиторы подтверждают прозрачную финансовую отчетность, зачастую подготовленную по МСФО, для материнских компаний с целью дальнейшей консолидации, либо для международных финансовых институтов, или в немногочисленных случаях – для западных фондовых рынков.

На этом рынке доминирует «большая четвёрка» и незначительная часть рынка «международного» аудита находится у аудиторских фирм – членов международных аудиторских сетей, ассоциаций и альянсов(в Украине представлены практически все аудиторские сети и ассоциации TOP-30). Национальные аудиторские фирмы, не входящие в международные аудиторские объединения на этом рынке представлены слабо.

3. Рынок «налогового» аудита.

При отсутствии цивилизованных инвесторов и фондового рынка, единственным вопросом, который интересует компании-заказчики являются налоги.

По идее, «налоговый» аудит – это вообще не аудит; большинство профессиональных аудиторских фирм услуги по налоговому аудиту квалифицируют как аутсорсинг / ко-сорсинг внутреннего аудита, согласованные процедуры или консалтинговые услуги. На Западе «Tax Review» в большинстве случаев проводят юридические фирмы, в «большой четвёрке» налогово-юридические отделы.

Вот эта часть рынка и попадает под понятие «украинский аудит». Конечно, во время постановки задач заказчик зачастую ставит и дополнительные вопросы перед аудитором, например, и соответствие финансовой отчетности ПСБУ, и соблюдение законодательства, «кадровый» аудит, однако как правило эти вопросы второстепенны.

Тем не менее, не следует считать, что «налоговый» аудит – это украинское изобретение. В таких странах как Израиль или Кипр «налоговый» аудит является обязательным, результаты передаются в налоговые органы, и аудиторские фирмы в большинстве специализируются именно на таких аудиторских услугах.

^ Вернуться к началу обзорной статьи «Аудит в Украине»

Перспективы развития национального аудита в Украине

Текущая ситуация на рынке национального аудита не изменится до тех пор пока не появится общественный запрос на аудиторские услуги. В ближайшие годы ожидать развития украинского фондового рынка не приходится. Кроме того, сами «операторы» и игроки фондового рынка никаких требований к достоверности финансовой отчетности не выдвигают.

В ситуации перманентного финансового кризиса в мире (ключевые проблемы не решены) и негативного инвестиционного климата в Украине, не следует полагаться на существенное увеличение прямых иностранных инвестиций в ближайшие годы. То есть, услуги Due Diligence, фрагментарно оказываемые украинскими аудиторскими компаниями так же будут достаточно слабо востребованы.

Пожалуй, единственными перспективными заказчиками для национальных аудиторских фирм являются кредиторы – банки, лизинговые компании и компании, предоставляющие значительные товарные кредиты. И здесь есть, что предложить украинскому аудиту кредиторам.

Существуют две важнейшие причины, которые привели к банковскому (финансовому) кризису в Украине в 2008 году – проценты (премии) за выданные кредиты менеджменту и персоналу банков (финансовых компаний) и низкое качество финансовой отчетности. В результате кредитные портфели банков (вплоть до 70% в отдельных банках) были сформированы безнадёжными кредитами.

И если первую проблему банки постепенно решают, то вторая проблема остаётся актуальной. Банки до сих пор считают, что финансовая отчетность, поданная в управление статистики – достоверна (и это действительно так в 5% случаев). И именно здесь украинский аудит может существенно помочь.

Аргументы заказчиков (да и многих банкиров), что аудит – это дорого, не лишены смысла. Действительно, если ввести для всех кредитов полный аудит – это дорого, и особенно для тех, что меньше нескольких миллионов гривен. Тем не менее, существует и другая аудиторскиая услуга – обзор (обзорная аудиторская проверка) финансовой отчетности (экспресс-аудит). В этом случае, аудиторы подтверждают лишь принципы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Конечно, уровень уверенности, выражаемый аудиторами по обзорной аудиторской проверке значительно меньше, чем при полном аудите, с другой стороны, существует и ряд преимуществ:

  • сжатые сроки проведения обзорной проверки (для большинства компаний: 1-3 дня);
  • не высокая стоимость проведения обзорной аудиторской проверки (аудиторские фирмы согласно Кодекса этики профессиональных аудиторов должны отталкиваться от затраченного времени, т.е. в большинстве случаев – около 1 тыс.долларов США);
  • возможность профессионально оценить дополнительную информацию (т.н. управленческую отчетность на ее соответствие реальному состоянию дел компании).

Естественно, чтобы обзорная аудиторская проверка действительно стала эффективным инструментом для банка (небанковского финансового учреждения), а не очередной формальностью, необходимо, чтобы и банк выработал свои критерии для такой проверки: техническое задание, трёхсторонний договор (чтобы гарантировать независимость и конфиденциальность), а также другие документы, которые бы обязали компанию предоставить достоверную финансовую отчетность (в соответствии с законодательством Украины у банков есть более эффективные рычаги влияния на должников, даже чем у государства).

По сути, если банки не наладят контроль финансовой отчетности должников (самостоятельно или при помощи украинского аудита), то они уже сейчас должны формировать резервы сомнительной задолженности по значительному количеству выданных «послекризисных» кредитов.

^ Вернуться к началу обзорной статьи «Аудит в Украине»

Внимание, последние редакции законов и других нормативных актов Украины Вы всегда можете найти на сайте Верховного Совета Украины.

© 2001-2021 Бухгалтерский аусторсинг (Киев / Украина) бухгалтерское обслуживание - Киев,
аудиторская деятельность - Украина, проведение международного аудита финансовой отчетности, обзорные аудиторские проверки,
аудит в Украине, рынок аудиторских услуг в Украине, проблемы развития аудита в Украине. Все права защищены.
Designed by Special.net.ua All rights reserved

Accounting firm - Kiev: Bookkeeping Outsourcing, Payroll Ukraine, Russian Speaking Xero Accountant in Ukraine, QuickBooks Services (Russian) and Register a Company in Ukraine